Готовясь к съемкам «2001: Космическая одиссея», Стэнли Кубрик был одержим видом своих кинематографических инопланетян. Три года режиссер суетился над предложенными моделями и даже нанял свою жену Кристиан для лепки инопланетян из глины в ее художественной студии. Он потащил свою команду по визуальным эффектам на выставку Джакометти в Музее современного искусства и указал на гуманоидные скульптуры. Он хотел, чтобы его инопланетяне были такими же худыми и долговязыми, но высотой 20 футов. Когда фильм заканчивался, одно из этих тонких космических существ протягивало руку и брало за руку астронавта Дэйва Боумена, и вместе они уходили на закат.
В конце концов Кубрик понял, что глупо пытаться представить себе то, что выходит за рамки человеческого воображения. Вместо этого его фильм будет сосредоточен на встрече человечества с инопланетными технологиями — этими жуткими черными монолитами — а не на самих инопланетянах. Это был мудрый выбор. Сегодня фильм остается таким же захватывающим, как и во время его премьеры в 1968 году. И это более правдоподобно. Ученые считают, что у нас гораздо больше шансов встретить пересекающий галактику дрон, чем, скажем, вид космических осьминогов, пересекающих галактику. Собственно, это могло уже случиться.
В 2017 году телескоп на Мауи заметил странный объект, мчащийся через наши небесные окрестности. Научное сообщество первоначально предположило, что этот объект, названный «Оумуамуа» (гавайский «разведчик»), был блуждающим астероидом или блуждающей кометой. Но астрофизик из Гарвардского университета Ави Леб выдвинул другую гипотезу: исходя из формы, яркости и траектории, поднимающей брови, «Оумуамуа, возможно, был зондом, созданным разумной внеземной цивилизацией».
Прошлым летом ученый Ави Леб запустил проект «Галилео», направленный на поиск внеземных артефактов. Его команда разместит множество телескопов по всему миру, чтобы сканировать атмосферу на предмет «неопознанных воздушных явлений», ранее известных как НЛО. Другими словами, больше никаких зернистых видео с портативного iPhone или кабины истребителя. Проект Galileo предоставит кристально чистые изображения НЛО — если, конечно, они существуют.
Леб сравнивает проект с рыбалкой. Если все, что он наматывает, — это перелетные птицы и искусственные спутники, он будет совершенно счастлив. «Проект Галилео — это не рекламный ход, направленный на то, чтобы утолить голод в социальных сетях по исследованию НЛО или ISO [межзвездного объекта]», — рассказал он. Скорее, он нацелен в первую очередь на его научных коллег. Данные и анализ будут опубликованы для общественности, но только после того, как эти результаты будут проверены и опубликованы в научных журналах — нисходящая стратегия, направленная на обеспечение контроля качества.
Хотя Лёб может быть профессионально безразличен к результатам, вряд ли обычный человек будет также относиться к этому проекту. Подумал ли ученый, как однозначные доказательства существования НЛО отразятся на коллективной психике?
Некоторые люди никогда не примут доказательств существования внеземной жизни, какими бы убедительными они ни были, как этого ожидает Леб. Но для него такое неверие было бы неуместным. «Когда теория относительности была впервые предложена Альбертом Эйнштейном, лишь немногие ученые понимали ее», — говорит Лёб, — «но это понимание в конечном итоге привело к ее практическому использованию для GPS-навигации, которую принимает любой пользователь мобильного телефона с навигационным приложением в общественном месте сегодня».
При всем уважении к Ави Лебу, если ему удастся получить окончательное доказательство существования инопланетной цивилизации, этот образ взорвется во взаимосвязанном глобальном сознании. Давайте не будем забывать: хотя реконфигурация пространства-времени Эйнштейном в 1915 году была слишком сложной для понимания масс, только четыре года спустя впечатляющее солнечное затмение подтвердило правильность его уравнений и сделало его самым известным ученым из ныне живущих.
Итак, как бы отреагировало человечество, если бы мы узнали, что больше не единственные дети Вселенной? Кажется логичным, что свидетельства существования внеземной цивилизации изменили бы наш мир, но что, если новости после первой волны доказательств будут проигнорированы обществом?
По любым меркам 2021 год стал поворотным в истории НЛО. В июне офис директора национальной разведки выпустил отчет на девяти страницах, в котором раскрыты десятки воздушных наблюдений (большинство из которых были засвидетельствованы военнослужащими ВМС США), которые не могли быть объяснены. В декабре в соответствии с ежегодным законопроектом об обороне был учрежден новый офис, который будет изучать НЛО и сообщать о своих выводах Конгрессу — это самый важный закон об НЛО из когда-либо принятых. В то же время Пентагон создал отдельный офис для надзора за всеми правительственными расследованиями НЛО. Обещая прозрачность, проект «Галилео» кажется еще более важным.
И все же, в потоке новостей 2021 года, эти вехи в области НЛО едва ли были заметны на радаре общественности. Была ли потенциальная реальность инопланетян слишком подавляющей — или слишком пугающей — для восприятия нашим человеческим мозгом? Или наше внимание было просто истощено политической поляризацией и бушующей пандемией?
Диана Уолш Пасулка, профессор религиоведения в Университете Северной Каролины в Уилмингтоне, которая написала о внеземном разуме и технологиях в своей книге 2019 года American Cosmic, рассказала о приглушенной реакции публики на новости об НЛО. Она приписывает столь трепетное внимание научно-фантастическим фильмам, которые подтолкнули нас к принятию существования инопланетян. На каком-то уровне мы уже верим.
Пасулка называет Кубрика настоящим провидцем. 2001 год не только подготовил нас к встрече с инопланетянами в форме их загадочной технологии, но и режиссер показал нам, как именно будет происходить это подсознательное программирование, а именно через черный монолит, который, по мнению некоторых кинологов, представляет собой экран кино.
Но, видимо, что мы можем — и должны — вернуть соответствующее чувство удивления, когда дело доходит до возможности внеземной жизни. А для этого мы должны оторвать взгляд от миниатюрных черных монолитов, которые мы везде носим с собой. Мы должны не забывать смотреть в небо.